2. Россия на международной арене периода 1990-х годов
Распад СССР изменил положение России на международной арене. После
августовских событий 1991 года началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993–1994 годах были заключены
соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей по долгам СССР. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, в
компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Во второй половине 1990-х годов Россия продолжила политику интеграции в мировое сообщество. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками, входившими в СССР, и распад
СЭВ вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США и странами Западной Европы. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к середине 1990-х годов до 10%. Важное место во внешнеполитической деятельности правительства занимало
развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992–1995 годах товарооборот с государствами СНГ сокращался
(Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ). В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность государств Содружества перед Россией. В середине 1990-х годов ее
размер превышал 6 млрд долларов. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Однако Содружество не представляло собой оформленной организации. Отношения с бывшими советскими республиками также складывались не просто (конфликты с Украиной по разделу Черноморского флота и проблеме Крымского полуострова; государствами Прибалтики — по проблеме русскоязычного населения и территориальные споры; участие вооруженных сил России в вооруженных столкновениях в Молдавии и Таджикистане и др.). Наиболее конструктивно развивались отношения России с Белоруссией, что привело к постановке вопроса о создании единого государства.