1. Экономическая политика 1920–1930-х годов
Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожденную четырьмя годами участия России в Первой мировой войне и усугубленную тремя годами Гражданской войны. Провал политики правительство осознало не сразу. В 1920 году Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов утвердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 года Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент
продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономическим в стране нарастал социальный кризис. В марте 1921 года моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания их них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т. е. ликвидации продразверстки.
Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт.  На X съезде РКП(б) в марте 1921 года В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в
воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-
технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли. Главная политическая цель нэпа — снять социальную напряженность,
укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 года. Нэп
включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» — возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства. Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение
года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России
государственно-капиталистический сектор.
Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Государственным предприятиям предоставлялась большая самостоятельность на основе самоокупаемости и хозрасчета. В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и
коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые
принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания частных средств для развития промышленности. В 1922 году была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент. В результате новой экономической политики в 1926 году по основным
видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений, развивалась лесная промышленность. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа
— преодоление разрухи — была решена. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 года XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), как была переименована РКП(б) после образования СССР. На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В его документах обосновывалась потребность в максимальном развитии производства средств производства (группа «А») для обеспечения экономической независимости
страны. Подчеркивалась важность создания социалистической промышленности на основе повышения ее технического оснащения. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 года IV съездом Советов СССР. Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строилось свыше 500 новых заводов, в их числе такие
крупные, как Саратовский и Ростовский сельскохозяйственного машиностроения, Карсакнайский медеплавильный и др. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс). Развитие
и расширение промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий. Кроме внутрипромышленного накопления источником финансирования стало перераспределение в пользу индустрии национального дохода. Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и
производимой продукции. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 1920–1930-х годах формы и методы управления промышленностью
стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в течение длительного времени. Для него были характерны чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все сферы деятельности промышленных предприятий. На рубеже 1920–1930-х годов руководством страны был
принят курс на всемерное ускорение, «подхлестывание» индустриального развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29–1932/33 годы) вступил в действие с 1 октября 1928 года. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружениепредприятий металлургии, тракторо-, автомобиле- и авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону, Керчи, Москве и других городах). Однако очень скоро начался пересмотр плановых заданий индустрии в сторону их повышения. Были «откорректированы» задания по производству строительных материалов, по выплавке чугуна и стали, по выпуску сельскохозяйственных машин. Пленум ЦК партии, состоявшийся в ноябре 1929 года, утвердил новые контрольные цифры развития промышленности в сторону их резкого увеличения. Руководство страны выдвинуло лозунг — в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны.
За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР предопределили выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности. Второй пятилетний план (1933–1937 годы),
утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 года, сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. Задания плана — по сравнению с предыдущей пятилеткой — выглядели более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были построены 4,5 тыс. крупных
промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве была проложена
первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане — заводы по обработке металла. На положении крестьянских хозяйств индустриальный рывок сказался отрицательно. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно росли цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству.
Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927 года. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Часть экономистов и хозяйственников видели причину кризиса в ошибочности курса партии. Для выхода из создавшегося положения предлагалось изменить взаимоотношения между городом и деревней, добиться их большей сбалансированности. Но для борьбы с хлебозаготовительным кризисом был избран иной путь. Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам, напоминающим политику периода «военного коммунизма». Запрещалась свободная рыночная торговля зерном. При отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголовной ответственности, местные Советы получали право конфисковывать часть их имущества. Кризис заготовительной кампании 1927/28 годов и тенденция части работников аппарата ЦК ВКП(б) к
централизованному, административно-командному руководству всеми отраслями экономики ускорили переход к всеобщей коллективизации. Проходивший в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял специальную резолюцию по вопросу о работе в деревне. Речь шла о развитии на селе всех форм кооперации, которые к этому времени объединяли почти треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи намечался постепенный переход к коллективной обработке земли. Но уже в марте 1928 года ЦК партии в циркулярном письме в местные парторганизации потребовал укрепления действующих и создания новых колхозов и совхозов. Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании новых колхозов. В январе 1930 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В нем намечались жесткие сроки ее проведения. В основных зерновых районах страны (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ) ее должны были завершить к весне
1931 года, в Центральной черноземной области, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане — к весне 1932 года. К концу первой пятилетки коллективизацию планировалось осуществить в масштабе всей страны. Несмотря на принятое решение, в действительности Политбюро ЦК ВКП(б) и низовые партийные организации были намерены провести коллективизацию в более сжатые сроки. Началось «соревнование»
местных властей за рекордно быстрое создание «районов сплошной коллективизации». В марте 1930 года был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип добровольности вхождения в колхоз, определялся порядок объединения и объем обобществляемых средств производства. Однако на практике эти
положения повсеместно нарушались, что вызвало сопротивление крестьян. Поэтому многие первые колхозы, созданные весной 1930 года, быстро распались. В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств. (В предшествующие годы осуществлялась политика сдерживания их развития.) В соответствии с постановлениями конца 1920-х — начала 1930-х годов прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в
колхозы. Все эти меры вызывали их протесты и террористические действия против колхозных активистов. В феврале 1930 года был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. В соответствии с ним кулачество было разделено на три категории. В первую включались организаторы антисоветских и антиколхозных
выступлений. Они подвергались аресту и суду. Наиболее крупных кулаков, отнесенных ко второй категории, надлежало переселять в другие районы. Остальные кулацкие хозяйства подлежали частичной конфискации, а их владельцы — выселению на новые территории из областей прежнего проживания. В процессе раскулачивания было
ликвидировано до 1,1 млн хозяйств (15% крестьянских дворов). Коллективизация вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Среднегодовое производство зерна в 1933–1937 годах снизилось до уровня 1909–1913 годов, на 40–50% уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства назначенных руководителей хозяйств. В то же время росли планы по заготовкам продовольствия. Вслед за урожайным 1930 годом зерновые районы Украины, Нижней Волги и Западной Сибири охватил
неурожай. Для выполнения планов хлебозаготовок вновь вводились чрезвычайные меры. У колхозов изымалось 70% урожая, вплоть до семенного фонда. Зимой 1932–1933 годов многие только что коллективизированные хозяйства охватил голод, от которого умерло, по разным данным, от 3 до 5 млн человек (точная цифра неизвестна,
информация о голоде тщательно скрывалась). Экономические издержки
коллективизации не остановили ее проведения. К концу второй пятилетки было организовано свыше 243 тыс. колхозов. Они охватили свыше 93% общего количества крестьянских дворов. В 1933 году была введена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. Устанавливаемые государством цены были в несколько раз ниже рыночных. Планы колхозных посевов составлялись руководством машинно-тракторных станций (МТС), утверждались исполкомами
районных Советов; затем ставились задачи перед сельскохозяйственными
предприятиями. Вводилась натуральная оплата (зерном и сельхозпродуктами) труда механизаторов МТС; ее размеры определялись не колхозами, а вышестоящими инстанциями. Введенный в 1932 году паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств.
В конце 1930-х годов развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938–1942 годы), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 года. Именно на этом съезде был выдвинут политический лозунг — догнать и перегнать развитые капиталистические страны. Эта установка была демагогической. Она исходила из сфальсифицированных и завышенных показателей итогов выполнения второго пятилетнего плана. Несмотря на несомненные успехи (в 1937 году СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Наглядно проявлялись перекосы в экономике. Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, некоторых отраслях машиностроительной промышленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых технологий и особенно в объеме производства предметов народного потребления. Главные усилия в
третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 году в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.