4. Культура России в первой половине XIX века
В 1802 году было образовано Министерство народного просвещения.  В первой половине XIX века в стране продолжало распространяться просвещение.  Открылись университеты: в Петербурге (1819 год), Казани (1804 год), в Харькове (1805 год), Киеве (1834 год); институты в Петербурге: технологический, гражданских инженеров и др.  Для подготовки высших государственных чиновников были открыты лицеи.
Для дворянских и чиновничьих детей повсеместно открывались средние учебные заведения — гимназии.  Число учащихся средних и низших учебных заведений возрасло со 120 тыс.  до 450 тыс.  человек.  Появляются сельские школы для крестьян, но процент грамотности в деревнях очень низок: 5–7% среди государственных крестьян, 1% — среди помещичьих.
Русская наука
XIX век внес в историю мировой науки немало русских имен. В
1825 году Н. И Лобачевский создал «неевклидову геометрию», которая стала называться геометрией Лобачевского. Труды русских математиков П. Л. Чебышева и М. В. Остроградского также получили мировое признание. Физик Б. С. Якоби сконструировал электродвигатель с коммутатором оригинальной конструкции (1834 год). Отец и сын Черепановы на Урале создали железную дорогу с паровой тягой
(1834 год). Большой вклад в развитие органической химии внес Н. Н. Зимин. Значительных успехов достигла медицина. Н. И. Пирогов ввел в хирургию эфирный наркоз и применил антисептические средства при операциях.  В первой половине XIX века были сделаны замечательные географические открытия.  В 1819 году Ф.  Ф. Беллинсгаузен и М. П Лазарев на кораблях «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду.   
Литература
На рубеже XVIII и XIX веков классицизм уступил место
сентиментализму.  В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н.  М.  Карамзин.  На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В.  А.  Жуковского шло новое направление — реализм, представителями которого были А.  С.  Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И.  А.  Крылов.  Утверждение этого направления связано с именами А.  С.  Пушкина, М.  Ю.  Лермонтова, Н.  В.  Гоголя.  А. С.  Пушкин — ярчайший представитель русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).  Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки, а стала «золотым веком» русской художественной литературы: при Николае писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь, начиналось творчество Тургенева,
Достоевского и Толстого.  Большое влияние на общественную жизнь оказало творчество А.  И.  Герцена и В.  Г.  Белинского (письмоБелинского к Гоголю).
Искусство
Памятники архитектуры — Казанский и Исаакиевский соборы в
Петербурге (А.  Н.  Воронихин), здание Адмиралтейства (А.  Д.  Захаров),
Михайловский дворец, Главный штаб (К.  И.  Росси), Памятник Минину и
Пожарскому (И.  П.  Мартос) в Москве.  Прогрессивные направления и передовые идеи в живописи выражали художники А.  Г.  Венецианов, П.  А.  Федотов, А.  А. Иванов и др.  Народные мелодии и национальная тематика были свойственны музыкальным произведениям М.  И.  Глинки («Жизнь за царя»), А.  С. Даргомыжского, А.  Н.  Верстовского и др.  Популярным на сцене Малого театра был выходец из крепостных крестьян актер М.  И.  Щепкин (образы городничего в «Ревизоре» и Фамусова в «Горе от ума»).