4. Русская культура в XVII веке
В XVII веке начинает складываться всероссийский рынок. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов.  Этот процесс получил в литературе название «обмирщения культуры» (от слова «мирской» — светский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние.  Московские правители XVII века, стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше
от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана).  Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси.  Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.  д. 
Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.
Просвещение
Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ.  Работала школа по подготовке служащих для центральных
учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.  Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике.  Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651 год) в течение одного дня «Букваря» В.  Ф.  Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров.  Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648 год) и таблица умножения (1682 год).  В 1687 году в Москве было
основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили всему — «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии...  до богословия».  Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия).  Здесь готовили священников и чиновников.  В этой академии учился и М.  В.  Ломоносов. В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний.  Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, объемы сыпучих
тел и т.  п.), в наблюдении за природой.  Значительный вклад в развитие
географических знаний внесли русские землепроходцы.  В 1648 году экспедиция Семёна Дежнёва (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой.  Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е.  П.  Хабаровым в 1649 году были основаны русские поселения на Амуре.  В самом конце XVII века сибирский казак В.  В.  Атласов обследовал Камчатку и Курильские
острова.
Литература
.  В XVII веке созданы последние летописные сочинения. 
«Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени.  В нем подтверждались права новой династии Романовых на царский престол.  Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер.  Например, группа таких повестей
(«Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII века. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои.  В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, «Повесть о Ерше
Ершовиче» стала сатирой на судебную волокиту и взяточничество.  Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).   Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории.  Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной
истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII века «Синопсис» использовался как учебник русской истории.
Театр
В 1672 году был создан придворный театр в Москве, просуществовавший
лишь четыре года.  В нем играли немецкие актеры.  Мужские и женские роли исполнялись мужчинами.  В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты.  Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.  В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.
Архитектура
Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью.  Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство.  Здания XVII века многоцветны, декоративны.  Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные
плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича.  Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем». Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII века, в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном.  Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове.  Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от станции метро «Китай-город»). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений.  К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место
великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы.  Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели
чисто декоративный характер.  Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля,
получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко.  В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.  Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий.  Четко
прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.  п.  Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были
возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля.  Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.
В ХVII столетии переживает расцвет и деревянное зодчество. 
«Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. 
Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс.  окон и оконцев. 
Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном
Михайловым и просуществовал до середины ХVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
Живопись

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи.
Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков.  В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи,
характерная для школы С.  Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.  В.  Скопина-Шуйского и др.  Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.  е.  писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства XVIII века.