2. Внутренняя и внешняя политика
династии Романовых в XVII веке
Внутреннее и внешнее положение России в начале царствования Михаила было исключительно тяжелым.  Разоренная опустевшая страна с трудом восстанавливала внутренний порядок и спокойствие.  Автор псковской повести о Смутном времени прямо говорит, что при царе Михаиле «царство внове строитися начат».  Царствование Михаила было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых разнообразных сторон русской государственной жизни.
Во внутренней политике важное внимание уделялось укреплению дворянского землевладения.  В области внешней политики правительство старалось обезопаситься от нападений со стороны крымского хана и систематически посылало ему щедрые подарки — нечто вроде дани.  Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых оказалась под Польшей и
Швецией.  В 1632 году, когда в Польше умер король Сигизмунд и наступило «бескоролевье», Москва начала войну с Польшей.  Но, потерпев неудачу в сражении под Смоленском, заключила «вечное докончание», по которому Польско-Литовское государство удержало за собой Смоленскую и Чернигово-Северскую земли.  Однако король Владислав отказался от притязаний на Московский престол и признал Михаила Федоровича московским царем (1634 год). В 1637 году донские казаки внезапным
нападением захватили сильную турецко-татарскую крепость в устье Дона Азов.  В 1641 году, отразив нападение турецко-татарских войск, казаки послали посольство к царю Михаилу с просьбой принять Азов под царское покровительство.  Михаил Романов созвал в 1642 году Земский собор, которому был предложен вопрос: «...и государю царю... за Азов с Турским и с Крымским царем разрывать ли, и Азов у донских казаков принимать ли?» Служилые люди указывали на свое тяжелое положение, а также на беспорядки и злоупотребления московской администрации. «Торговые людишки» также жаловались на худые торги, тяжесть налогов и служб.
Ознакомившись с ответами выборных людей, царь отказался от идеи взять Азов и приказал казакам покинуть крепость.  Таким образом, в первой половине XVII века России не удалось разрешить задачи воссоединения русских земель: внутренние противоречия в стране всё больше нарастали и привели к целой полосе массовых социальных волнений. В 1645 году на русский престол вступил Алексей Романов.  Алексей Михайлович
(1645–1676) получил прозвище Тишайший.  В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.  И.  Морозов, князь Н.  И.  Одоевский, патриарх Никон, А.  Ф.  Ордын-Нащокин и А.  С.  Матвеев, в последние годы — отец первой жены царя И.  Д.  Милославский.  Новый царь был человеком начитанным,
отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы.  Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», но быстро отходил.  Ему нравились пышные выезды, охота.  Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты — «Урядник сокольничья пути», высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.  Правление Тишайшего сопровождалось усилением налогового и крепостнического гнета, обострением социальных противоречий.  В этой обстановке правительство было вынуждено пойти на частичное удовлетворение требований, выдвигавшихся дворянством и посадскими людьми.  Волна массовых восстаний заставила правительство приступить к проведению реформы в области законодательства.  В 1649 году Земский собор принял новый свод законов, получивший название «Соборное уложение».  «Выборные» били челом от всей земли
отобрать церковные земли, перешедшие во владения духовенства вопреки закону 1580 года.  В главу XVIII «Уложения о вотчинах» была внесена статья, которая «воспретила всякое отчуждение вотчин в пользу церкви».  «...Государь с думой и с челобитчиками собором уложил отменить “урочные лета”, т. е.  срок давности для возвращения беглых
крестьян» (В.  О. Ключевский).  Соборное Уложение 1649 года, прикрепляя крестьян к владельцам, завершило процесс оформления крепостного права в России.  Прикрепляя посадских людей к тяглым посадским общинам, Уложение распространило крепостничество и на города.  Отныне поместья передавались по наследству,
разрешалось обменивать их на вотчины.  Появление царя на людях обставлялось торжественной церемонией.  Обращаясь к царю, все должны были называть себя царскими холопами и уменьшительными именами.  По отчеству называли лишь бояр и думных людей.  За покушение на жизнь феодала были предусмотрены суровые меры наказания.  XVII век — это эпоха, когда в России пролегла глубокая пропасть между
феодалом и народом.  Царская власть стала приобретать черты абсолютизма. Изменения в социально-экономической и политической жизни страны со второй половины XVII века затронули и церковь.  Они связаны с именем патриарха Никона.  В 1648 году Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году, после смерти
патриарха Иосифа, Никон, по желанию царя, стал патриархом Московским и всея России.  Царь почтил Никона титулом «великого государя», а, уезжая на войну с Речью Посполитой (1654 год), он дал патриарху все права на управление государством и попечение над царской семьей.  Патриарх Никон поручил исправление церковных книг
приезжим грекам и киевским ученым монахам, чем вызвал недовольство московских
консерваторов.  Церковный собор 1654 года одобрил предложенные греками исправления, и патриарх начал проводить их в жизнь.  Нововведениями Никона были: троеперстное (а не двуперстное, как раньше) сложение руки для крестного знамения; тройная (а не сугубая) «аллилуйя»; хождение при освящении церквей и при крещении
против солнца (а не «посолонь»); исключение из Символа веры и из некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком «плотский» стиль иконописания.  Никон налагал суровые кары на непослушных.  Это усилило и озлобило национально-религиозную оппозицию, во главе которой стал ревнитель старого благочестия Аввакум.  Он вел жестокую борьбу «с Никоном носатым и
брюхатым, с борзым кобелем, отступником и еретиком», «предтечей Антихриста».  Так Аввакум «честил» патриарха Никона в своих писаниях.  Аввакум был сослан на 10 лет в Сибирь, затем расстрижен и сослан в Пустозерск, откуда продолжал обличать «никонианскую ересь», а в 1681 году Аввакум был сожжен на костре с несколькими единомышленниками.
Никон успел осуществить свою знаменитую церковную реформу, но рассорился с царем, вследствие чего в 1658 году самовольно покинул патриарший престол. Наибольшее недовольство Никона вызывал учрежденный в 1649 году Монастырский приказ, который судил духовенство по недуховным делам и заведовал обширными
церковными вотчинами.  В 1666 году Великий церковный собор признал Никона виновным и лишил его патриаршего сана.  Но собор одобрил церковные исправления, произведенные Никоном, и принял решение отлучить «еретиков и раскольников» и наказывать их гражданской властью.  В 1668 году соловецкие монахи начали вооруженную борьбу с царскими стрельцами.  Борьба продолжалась около 8 лет и закончилась в 1676 году наказанием «церковных мятежников».  Активные вожди
раскола были сожжены, фанатичные староверы сами сжигали себя, чтобы не отдаться в руки «никониан».  По мнению части исследователей, духовный авторитет и идейное влияние православной церкви, привлекшей для борьбы с «ересью» светскую силу, были значительно подорваны.
В области внешней политики к середине XVII века Россия смогла сосредоточить свое внимание на решении ряда актуальных задач.  На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли.  Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией.  На юге России
постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана — вассала могущественной Турции.  Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII века 150–200 тыс.  человек.
Украина и Россия накануне освободительной борьбы в 1648–1654 годах.
По Люблинской унии (1569 год), объединившей Польшу и Литву в единое государство — Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный.  Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI века (1557 год).  Как отмечали современники, положение польских
крестьян было самым тяжелым в Европе.  После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как «быдло» (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции.  В 1596 году в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквями, по которой православные обряды на Украине и в Белоруссии сохранялись, но главой объединенной церкви провозглашался римский папа.  Большинство православной знати признало унию. Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства — просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Луцке, Киеве и других городах.  В 1632 году Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 года — Академия) при Киево-Печерской Лавре
— первое высшее учебное заведение на Украине.  Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия.  В 1620 году патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там во главе церкви православных священников. Киевским и Галицким православным митрополитом (1632–1646) был Петр Могила, внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине. Социальные и национальные противоречия, усиленные религиозным гнетом,
вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии, которые проходили на всем протяжении второй половины XVI — начала XVII века.  В 30–40-х годах XVII века наступил спад этой борьбы.  Польские паны называли этот период «временем золотого покоя».  Центром борьбы против иноземных поработителей стала в 40–50-х
годах XVII столетия Запорожская Сечь.  Ее ядром был остров Хортица (в настоящее время часть города Запорожье).  Для защиты от набегов крымских татар здесь, за днепровскими порогами, казаки соорудили специальную систему укреплений из срубленных деревьев — «засеки» (отсюда и название этой территории).  Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика — свободное военное
братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами.
Речь Посполитая, желая привлечь казачество на свою сторону, стала составлять особые списки — реестры.  Казак, записанный в реестр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалованье.  В соответствии с установившимся порядком, во главе Запорожского войска стоял гетман.  В 1648 году
гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, получивший традиционные знаки власти: булаву, бунчук и войсковую печать.  Польский король Владислав IV попытался ограничить запорожские вольности, что привело к восстаниям.  Восстание 1647 года переросло в мощную войну с Польшей.  Во главе национально-освободительного движения встал гетман Богдан Хмельницкий.  В 1648
году он изгнал из Сечи правительственный (польский) гарнизон; будучи избранным гетманом, обратился к казакам с призывом к восстанию.  Хмельницкий призвал к себе на помощь большой отряд крымских татар, и объединенные отряды дважды разбили польские войска: у Желтых Вод и у Корсуна.  В сентябре 1648 года поляки были разбиты у Пилявец.  В августе 1649 года союзное казацко-татарское войско окружило
поляков под Зборовом.  По условиям Зборовского договора, число реестрового казацкого войска составляло 40 тыс.; Чигирин с округом поступали во владения гетмана.  Польша признавала автономию Правобережной Украины.  В 1650 году войска Речи Посполитой (Польши) начали поход против Хмельницкого.  Вследствие измены крымского хана казаки потерпели сокрушительное поражение при Берестечке
(1651 год).  Мирный договор под Белой Церковью ограничивал число реестровых казаков количеством 20 тыс.  человек.  Б.  Хмельницкий понял, что собственными силами невозможно решить задачу по освобождению Украины, и обратился к московскому царю с просьбой принять Украину в русское подданство (угрожая в противном случае поддаться турецкому султану).  Россия долго выжидала, но, наконец,
решилась.  1 октября 1653 года Земский собор постановил принять Украину в русское подданство.  Царские послы (во главе с боярином Бутурлиным) отправились к гетману Хмельницкому. 8 января 1654 года Переяславская Рада постановила принять подданство «царя восточного православного» и принести ему присягу в верности.  Рада высказалась за вхождение Украины в состав России. Андруссовским миром 1667 года Россия вернула себе Смоленск, все земли к востоку от Днепра, за исключением Белоруссии, оставшейся у Польши.  На правом берегу
Днепра Россия на два года приобрела Киев.  В 1686 году Вечный мир с Польшей закрепил условия Андруссовского перемирия, а также закрепил Киев за Россией.  Это был крупный внешнеполитический успех России в XVII веке. В этом столетии продолжалась колонизация Сибири. Систематическое продвижение русских в Сибирь началось знаменитым походом в Сибирь казацкого атамана Ермака Тимофеевича в 1581–1582 годах.  Московское правительство было заинтересовано в удержании и расширении сибирских владений, посылало в Сибирь своих воевод с
ратными людьми и с приказом строить укрепленные города, «остроги» и «острожки». Далеко впереди московских служилых людей шли партии смелых казаков со своими атаманами и предприимчивые «промышленники», которых привлекали меховые («пушные») богатства Сибири.  Казаки шли в Сибирь ради добычи и ради привольного
житья в сибирских просторах. В 1645 году Василий Поярков вышел к Амуру и совершил плавание по Охотскому морю, вернувшись в 1646 году в Якутск. К 1648–1649 годам относится знаменитое плавание служилого казака Семена Дежнева, который на своем легком «коче» (с 25 казаками) после долгого и бурного плавания обогнул северо-восточную
оконечность Азии.  Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. В 1650 году пошел на Амур с отрядом казаков Ерофей Хабаров.  В качестве базы для походов на Амур в 1658 году был построен г. Нерчинск на р.  Шилке.  По договору, заключенному с Китаем в Нерчинске в 1689 году, Россия отказывалась от Амурского
края, (трудно было удерживать столь отдаленную территорию незначительными силами). В конце XVII века численность русского населения Сибири составляла около 150 тыс.  человек.  После завоевания Сибири основной формой эксплуатации местного населения был ясак (дань пушным зверем). В течение XVII века русские казаки и крестьяне продвинулись на огромное расстояние от Уральских гор до берегов Тихого океана.  К концу XVII века сибирское земледелие стало производить уже достаточно хлеба для прокормления местного населения.