4. Культура великорусской народности в XIV–XV веках
В конце XIII века возникли первые признаки нового подъема культуры
(возобновление каменного строительства в Новгороде и Твери).  Во второй половине XIV века русская культура вступила в новый этап своего развития, связанный с объединением русских земель вокруг Москвы, которая становится центром развивающейся русской культуры.
Литература
.  Авторы произведений обращаются к теме борьбы русского народа за
свержение монголо-татарского ига.  Появляются произведения литературы т.  н. куликовского цикла, посвященные победе Донского над Мамаем («Задонщина» — XIV век; «Сказание о Мамаевом побоище»
— 1-я половина XV века).  Герои произведений не условно-эпические, как в былине, а конкретно-исторические.  Во 2-й половине XV века второе рождение переживает старый жанр «хожений» — описаний путешествий, т. к.  в это время развиваются экономические и культурные связи России с соседними странами.  Самое интересное произведение жанра
— «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, побывавшего в Индии в 60-е годы XV века.   В XV веке начался процесс интенсивного строительства («каменное строение») храмов на Руси.  В Пскове за XV век их было построено около 60; в среднем каждые
полтора-два года появлялся новый храм.  Москва к началу царствования Ивана III, «возникшая в веки слез и бедствий, не могла еще похвалиться ни одним, истинно величественным зданием».  При царствовании Ивана III строительство в столице велось непрерывно. Иван III привлекает итальянских зодчих, среди которых самый известный — Аристотель Фиораванти. В 1475–1479 годах Фиораванти ведет строительство Успенского собора в Кремле. Используя традиции русской
градостроительной техники, старой русской архитектуры и черты стиля эпохи Возрождения, талантливый итальянец совместно с русскими мастерами создает архитектурный шедевр. В Москве работали и другие итальянские (фряжские) мастера, например, Марко Руффо, Антонио Солари. В 1485–1495 годах ведется перестройка Кремля: возводятся стены из красного кирпича. Возводятся Благовещенский (1484–1489), Архангельский (1505–1508) соборы, колокольня Ивана Великого (1505–
1508). На территории Кремля вырос великокняжеский дворец — Грановитая палата, где проводились приемы послов, торжественные церемонии (1487–1491).
Живопись
. Вторая половина XIV — начало XV века — время работы двух великих
русских художников Феофана Грека и Андрея Рублева.  Выходец из Византии, Феофан Грек работал в Новгороде (фрески церкви Спаса Преображения), а затем в Москве (роспись Благовещенского собора, 1340–1405).  Характерная черта его живописи — эмоциональность, экспрессивность. Примерно 1360–1430-е годы — время жизни Андрея Рублева, монаха Троице-Сергиева монастыря. Его творчеству свойственно спокойствие, миросозерцание. Наиболее известная работа Рублева — «Троица», написанная для собора Троице-Сергиевой Лавры. В искусстве Рублева лучше всего выразились идеи русского православия — внутренняя созерцательность и спокойствие.