2. Возвышение Москвы.
Образование единого Российского государства
Основателем московской династии князей стал четвертый, младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который в 1276 году получил Москву в удел.  Он в 1300 году одержал верх в борьбе с рязанским князем Константином.  Даниил захватил рязанские владения от Коломны до Серпухова.  В 1302 году бездетный переяславский
князь передал Даниилу Переяславское княжество.  Сын Даниила Юрий присоединил к Московскому княжеству Можайск.  Таким образом, в начале XIV века Московское княжество выросло почти вдвое.  Юрий Даниилович, опираясь на возросшие ресурсы Московского княжества, стал добиваться в Орде ярлыка на великое владимирское княжение.  Доказывать первенство ему пришлось в соперничестве с тверским князем
Михаилом Ярославичем, своим дядей.  В военном отношении тверской князь имел перевес над племянником, но уступал ему в искусстве царедворца, то есть дипломатии и интриганстве.  Юрий подолгу жил в Орде и даже женился на Кончаке — сестре хана Узбека и получил в «приданое» великое княжение.  Тверской князь Михаил Ярославич
не смирился с потерей ярлыка.  Он взял верх над московским князем, подкараулив его у села Бортенева под Тверью, где, несмотря на большой татарский отряд, одержал победу.  Татарская царевна попала в плен и в плену умерла.  Московский князь поспешил обвинить Михаила в отравлении.  Тот был вызван в Орду и убит. Владимирское княжество передали московскому князю Юрию.  Но сын убитого тверского князя Дмитрий также добился ярлыка на великое княжение.  В поисках
выгодной для себя правды Юрий отправился в Орду и в 1325 году был убит Дмитрием. Таким образом свершилась его месть за отца. 
Однако татары казнили и Дмитрия.  Тем не менее, ярлык на великое княжение остался за Тверью.  Великим князем был назван Александр Михайлович Тверской. От Юрия Москву наследовал его брат Иван Даниилович Калита (годы правления — 1325–1340).  В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против ханского баскака Чолхана (русские называли его Щелканом), который творил всевозможные насилия и бесчинства. 
Тверичи убили Чолхана вместе со многими его спутниками.  Иван
Даниилович Московский поспешил в Орду, вернулся оттуда с татарским войском и жестоко опустошил Тверскую землю.  Александр Тверской бежал сначала в Псков, а оттуда — в Литву), а Иван Калита в 1328 году получил от хана Узбека ярлык на великое княжение владимирское. 
Калита подчинил себе Ростовское княжество, купил Углич, Галич, Белоозеро.  Большим политическим успехом князя стал переезд в
Москву митрополита всея Руси Петра (в 1326 году Петр умер в Москве, где и был похоронен). Начиная с Петра, митрополиты жили в Москве: московские князья
получили в союзники главу русской церкви, авторитет которого в то время был уже очень высок. Историки по-разному отвечают на вопрос, каким путем шло возвышение Москвы. Н.  М.  Карамзин в «Истории государства Российского» раскрывает черты московских князей, упоминает содействие бояр и духовенства, отмечает влияние Золотой Орды.  Н. М.  Карамзин находит, что «Москва обязана своим величием ханам».  М.  П.  Погодин
(«Исследования, лекции и замечания»), возражая Н.  М.  Карамзину, поражался счастливому совпадению «случайностей», которые слагались всегда как раз в пользу возвышения и усиления Московского княжества.  С.  М.  Соловьев в «Истории России» говорит о важном влиянии географических условий; отмечает выгодное положение
Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой.  Н.  И.  Костомаров («Исторические монографии и исследования») объясняет усиление Москвы главным образом помощью татар и даже самую идею самодержавия трактует, как заимствованную от татар. 
Д.  И.  Иловайский («Краткие очерки русской истории») главной причиной роста Москвы считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться.  С.  Ф.  Платонов («Лекции по русской истории») выделяет следующие причины возвышения Москвы:
1) географическое положение;
2) личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и
хозяйственность; 
3) сочувствие духовенства; 
4) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно
заметить опасное для них усиление княжества;
5) отсутствие сильных врагов, т.  к.  соседние Новгород и Тверь не обладали
силой;
6) сочувствие бояр и сочувствие населения.
Политику Калиты продолжили его сыновья — Симеон Иванович Гордый (годы правления — 1340–1353) и Иван Иванович Красный (годы правления — 1353–1359). При Симеоне Москва заключила договор с Рязанью, получив в обмен на Лопасню рязанские земли в бассейне реки Протвы (приток Оки) с городами Боровском и Вереей. В результате эпидемии чумы Русь обезлюдела и обессилела.  Только после смерти
Ивана Красного, когда в Москве не осталось взрослых князей, ярлык на великое княжение был отдан суздальским князьям.  Суздальский князь Дмитрий Константинович обладал титулом около двух лет.  В 1362 году стараниями московского боярства и митрополита Алексия ярлык на великое княжение был отдан московскому князю Дмитрию Ивановичу.  Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную политику.  Он расширял пределы своего княжества, приобрел ряд городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб).  Дмитрий вел
успешную борьбу с соперниками — великими князьями тверским и рязанским, хотя те заключили союз с великим князем Литовским Ольгердом.  Ольгерд Литовский дважды вторгался при Дмитрии в московские владения и подступал к Москве, но не мог взять
сильной крепости.  В 1367 году Дмитрий Иванович строит первую в Северо-Восточной Руси каменную крепость — Московский Кремль.
Главной заботой внешней политики московского князя были отношения с Ордой.  В Золотой Орде происходили смуты и междоусобия, и Дмитрий со своими сторонниками стал вынашивать мысль о том, что пришло время избавить Русь от татарского ига.  В 1378 году в сражении на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой татарский отряд.  Захвативший власть в Орде в 1380 году татарский военачальник Мамай заключил союз против Дмитрия с великим князем литовским Ягайло, также рассчитывая на помощь рязанского князя Олега. 
Князь Дмитрий, собрав большую рать (по словам современников
— до 150 тысяч), выступил против «нечестивых агарян».  По преданию, Дмитрий получил благословение на борьбу с Ордой от святого Сергия Радонежского.  В этой борьбе с монголо-татарами Новгород и
Тверь занимали выжидательную позицию, а Олег Рязанский прямо перешел на сторону Мамая.  Но большинство полков центральной части страны (т.  е.  Ростовско-Суздальско-Владимирской земли) сошлись под знаменами великого князя московского. Решающая битва произошла 8 сентября 1380 года в верховьях Дона на Куликовом поле.  В ночь с 7 на 8 сентября русские ополченцы перешли Дон.  Таким образом
сознательно был отрезан путь к отступлению — это был важный психологический момент. В XIV веке Куликово поле было покрыто дубравами, оврагами, что исключало широкий маневр ордынской конницы.  В дубраве на западной стороне поля стоял избранный русский отряд, отъехавший туда заранее для засады.  Им предводительствовали князь Владимир Андреевич и волынец Димитрий Михайлович
Боброк, приехавший из литовских областей служить Москве.  Сражение, по свидетельству летописной повести, длилось около 4 часов (по
разным источникам, от 6 до 10 часов; по современным расчетам — с 11 часов 35 минут до 15 часов 35 минут). Перед сражением Дмитрий Иванович на виду у всех отдал коня и знаки власти своему
любимому Михаилу Андреевичу Бренку.  Тот погиб, как герой, поскольку татары, прорвавшись к главному знамени, приняли его за князя.  Вот как описывает это сражение летопись: «И было это в шестой час дня, начали появляться поганые...  И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и великие силы
увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных...  Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых...».  Гибель Бренка не умалила дух русской рати, поскольку все знали, что в действительности князь где-то в их рядах.
Монголо-татарское войско потерпело поражение, а московский князь Дмитрий Иванович остался в памяти народной под гордым прозвищем Донской.  Значение Куликовской битвы заключалось в следующем: впервые монгольские ханы потерпели столь сокрушительное поражение от русских войск и принципиально изменились отношения Руси с Ордой.  Набеги на Русь продолжались, но на битву в открытом поле татары больше не решались.  И после Куликовской битвы Москва платила дань Орде, но в значительно меньших размерах.  Москва была признана как территориальный и социальный центр складывающегося Русского государства.  Куликовская битва положила начало освобождению от ига. 
Как сказал В.  О.  Ключевский, «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке Ивана Калиты».
В последующий период регулярно совершались набеги монголо-татар.  В 1382 году новый золотоордынский хан Тохтамыш двинулся на Русь в попытке поставить ее на место.  Он внезапно появился с войском у стен Москвы, когда в городе не было сильных войск.  Тохтамыш овладел городом и сжег его.  Узнав, что войско Дмитрия Ивановича появилось под Переяславлем, а конница Владимира Андреевича — в Волоколамске, Тохтамыш поспешил отступить. В 1395 году прославленный завоеватель Тамерлан сжег Елец, но на Оке его ждало московское войско, и знаменитый полководец предпочел отойти.  Уверенный в собственной силе и праве московский великий князь Дмитрий, не ища разрешения от
Золотой Орды, в духовном завещании «благословил» своего старшего сына Василия «своею отчиною, великим княжением». В XIV веке стали намечаться тенденции политического объединения русских земель.
Отечественные исследователи отмечают, что процессу объединения способствовало социально-экономическое развитие страны, хотя и не в такой степени, как в Западной Европе. В сельском хозяйстве происходил переход к двух- и трехпольной системе севооборота; основным пахотным орудием становилась соха с железным сошником, землю начали удобрять навозом. С середины XIV века начала восстанавливаться былая роль городов.  Оживилась торговля с Востоком и Западом.  Возобновилось каменное храмовое строительство. Были достигнуты успехи в кузнечном и литейном деле (в 1382 году впервые упоминается русская артиллерия — «тюфяки»). XIII–XV века — время роста феодального землевладения (светского и духовного).  С середины XIV века церковь начинает превращаться в крупного феодала-землевладельца, несмотря на движение за улучшение церковных нравов и отказ от личной собственности.  Вместо личной собственности появляется монастырская. Первоначально монахи составляли своего рода хозяйственные артели, своими руками
строили обитель, расчищали окрестный лес под огороды и пашню, заводили рыболовное и пчеловодное хозяйство.  В Северо-Восточной Руси с XIV века возникает множество т.  н.  пустынных монастырей, вдали от городских центров.  Зачинателем «пустынножительства» был знаменитый подвижник XIV века св.  Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря, а продолжателем — св. Кирилл, основатель Белозерского монастыря.  Однако в XV веке в жизни монастырей
происходят изменения.  Главным и обильным источником земельного обогащения монастырей явились земельные вклады «по душе» (или на «помин души»), которые землевладельцы давали монастырям.  Благодаря этому многие монастыри из трудовых общин превратились в крупных землевладельцев, распоряжавшихся трудом сотен и тысяч крестьянских рук.  Строгий подвижник Нил Сорский и его сторонники
(«заволжски старцы» или т.  н.  «нестяжатели») требовали, чтобы монастыри отказались от «душевредного» владения землями и крестьянами.  Однако на церковном соборе 1503 года победили силы, стоявшие за сохранение монастырского владения (во главе стоял игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий). Светские феодалы раздавали своим слугам во временное пользование часть своих
владений.  Образовался «двор» феодала, новая форма землевладения — условное держание земли и новая прослойка феодалов — дворяне.   
И все же главной особенностью образования российского централизованного государства было преобладание политических причин над экономическими.  В этом отличие процесса централизации России от Западной Европы.  В Западной Европе централизация была подготовлена прежде всего социально-экономическими факторами.  В России сильная княжеская власть нужна была для уничтожения монголо-татарского ига.  Процесс централизации был ускорен не только необходимостью борьбы с Золотой Ордой (прежде всего), но и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена.  В XIV–XV веках усиливается общение между русскими землями — появилось понятие «Россия».